Мовчан Ирина Александровна
Элементы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возрастаИгры и упражнения с элементами песочной терапии. «Песочный дождик»Цели: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Ход упражнения: Педагог от имени Песочной Феи: «В моей стране может идти необычный песочный дождик, может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
«Необыкновенные следы»Цели: Развитие тактильной чувствительности, воображения. Ход упражнения: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями сильно надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). «Кроказябла» — дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны). На мокром песке можно дополнительно ребенку предложить игру «Норки-холмики» — ребенок поочередно, затем всеми пальцами сразу делает дырочки в песке — это жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки. «Узоры на песке»Цели: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Ход упражнения: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения: малыши начинают с круга, треугольника, квадрата, в дальнейшем это прямоугольник, овал). Можно использовать нарисованные образцы простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и т. д. Песочная Фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я... Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников и т. д.»
Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир»Цели: Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Ход упражнения: Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (Тема построений может :соответствовать теме занятий в группе.) «Лес, поляна и их обитатели»Цели: Развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификация. Ход упражнения: Песочная Фея: «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная Фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова „Елки, березки, боровики". Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, воспитатель бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это нее получилось! У Феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же самое). Попроси свои пальчики помочь тебе в волшебстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и Фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес». Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет и вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (новых слов — не более четырех). «Море, река, озеро и их обитатели» «Город и его жители, профессии и службы» «Деревня и ее жители» «Космическое путешествие»Задание формулируется аналогично. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка. Например: «Раз, два, три — я волшебник, посмотри».
«Мы едем в гости...»Цели: Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе». Ход упражнения: Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями: «верх—низ», «право—лево», «над— под», «из-за—из-под», «центр, угол» или закрепляет его знания в соответствующей области. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей. (Для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх—низ», а затем уже вправо – влево, над, под, из – за и т. д.) Песочная Фея: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом нижнем углу, малыши отвечают - вверху песочницы.) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или изображения диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?» Аналогично выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т. д.
«Секретные задания кротов»Цели: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Ход упражнения: Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей (например, крот, червячок, мышка). Песочная Фея: «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев.) Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай как мой крот». Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности), а затем осторожно другой рукой раскапывает каждый палец. Затем, то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Как вариант игры — все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их — «кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки». «Песочные прятки» (вариант игры «Мина») Цель: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Ход упражнения: Первый вариант. Песочная Фея: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать его пальчиками, использовать палочки или кисточки». Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно. Второй вариант. Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочных персонажей, их можно также изготовить самостоятельно, обернув прозрачной клейкой лентой яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки, с четким изображением одного предмета. С целью развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным. Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицатель-«его отношения к разным героям. Песочная Фея: «В песке любят прятаться также сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай а и скажи волшебные слова: „Раз, два, три, сказка, приходи". Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок тартинки. Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку, чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно, очистил от песка часть картинки. Как ты думаешь, какая это сказка? И т. д.» Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он уже в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное. «Отпечатки»Цели: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. Ход работы: Отпечатки (как барельефные, так и горельефные) на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине жесткие фигуры и т. д. Взрослый и ребенок по очереди отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например: только геометрические формы, только квадратные и т. д. Вариант работы: Песочная Фея: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной формы, а бегемот хочет жить в квадратном доме... Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемот. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток». Подобным образом взрослый дает задание ребенку расселить всех жителей песочницы. Также задание можно усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану. «Кто к нам приходил?»Цели: Развитие зрительного и тактильного восприятия. Ход упражнения: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные или горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. После того как формочка отгадана, взрослый и ребенок меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания — игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, также путем наложения нескольких характерных отпечатков на друга.
«Узоры на песке»Цели: Развитие зрительно-моторной координации, развитие воображения. Ход упражнения: На мокром песке получаются более четкие узоры, так, их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птички — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет, сочить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?». На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица и обучить ребенка графическим способам обозначения эмоций человека (радость, грусть, злость, страх, удивление). «Песочный круг»Цели: развитие творческого воображения, зрительно – моторной координации. Ход упражнения: Ребенок на песке рисует любым способ круг и украшает его любыми предметами: камешками, семенами, пуговицами, бусинами и т. д. После этого ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, он будет в будущем».
21 ноября 2016 в 16:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.